БЛОГ ОБ АРХИТЕКТУРЕ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ, ОБ ИСТОРИИ АРМЯНСКОГО КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА, О НАИБОЛЕЕ ЯРКИХ ОБРАЗЦАХ ДРЕВНИХ ЦЕРКОВНЫХ ПАМЯТНИКОВ, А ТАКЖЕ, О ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ХРАМОВ

понедельник, 6 февраля 2012 г.

Армянская церковь в Отрадной




Очередной хороший пример того, как можно использовать современные нетрадиционные для армянской церковной архитектуры материалы. Но, и очередной плохой пример того, как выполняется проект архитектором (если еще архитектором) который не понимает того, что делает.

С положительной стороны можно отметить то, что материалы и постройка смотрятся достойно. Особенно мне понравилась кровля. Пожалуй, это лучший вариант материала кровли (не считая каменных), что делается в последнее время вне Армении. На фоне набившей оскомину метало-черепицы, это просто класс...

В плане архитектуры можно отметить простую и потому рациональную планировку. Но вот общие формы храма удручают.

1. Игра плоскостями кровли не имеет никакой конструктивной логики и не выполняет предполагаемого эстетического замысла.

2. Боковые многогранные порталы выглядят нелепо, поскольку представляют собой даже не эклектику, а нечто "рудементарное", некий образ по мотивам апсидных выступов классических армянских Тетраконхов.

3. Полный провал с колокольней -

а. Она почему оказалась стоящей не на земле, а на ступеньках. Так человек поднимаясь по ступеням, по невнимательности может упереться головой в колонну.

б. Причем колокольня поставлена на крыльцо так, что буквально висит в воздухе. Т.е. площадь крыльца меньше необходимого, чтоб на него полностью встало основание колокольни. Хотя, возможно, это еще "недоделка".

в. Полная "непонятка" с арками и проемами... что, для чего.... не понятно.

г. Ужасный по своим пропорциям и конструктивному решению купол звонницы. Если на куполе церкви есть некоторый карниз, и купол посажен прямо на него, как и должно быть, то купол звонницы просто надвинут на барабан ротонды, что создает эффект "шапки Мономаха", которая еще и велика размером. Такую форму можно было бы отнести к "особому современному стилю", но то, что этого "стиля" нет на куполе самой церкви, говорит о том, что автор проекта (или руководитель строительства) просто не понимал что делает...

А потому, в очередной раз говорю - Дорогие меценаты, которые возложили на себя благородную миссию по строительству армянского храма, обращайтесь к опытным архитекторам! Вы не просто здание строите, но Памятник! Это лицо и Армянской Церкви, и местной армянской общины, да и Ваше личное лицо. Постарайтесь сами вложить душу в это дело, и найти архитектора, который тоже вложит душу в проект храма. И, наверное, излишне снова говорить, что архитектор должен быть армянином, а еще лучше, чтоб он был человеком верующим и воцерковленным, т.е. в сути понимал что и как устроено в храме.

Что касается конкретно этого храма, я бы рекомендовал ее меценату-строителю, пересмотреть проект и с помощью опытного архитектора провести реконструкцию хотя бы в тех частях, где это можно сделать, не сильно вторгаясь в уже поставленные конструкции. И первейшее - переделать купол звонницы!  

2 комментария:

  1. Из серии: критика — это когда критик объясняет автору, как сделал бы он. Если бы умел.
    Вы не думали, что для некоторых людей не столь важна "обложка" сколько сама суть храма? При этом единицы из этих людей осмеливаются направить те колоссальные моральные и материальные усилия, которые требуются для осуществления подобного проекта. По моему мнению человек верующий вкладывает в строительство храма душу и законы архитектуры при этом его волнуют лишь в общих чертах. Красивыми и рациональными должны быть торговые центры, чтобы покупателей завлекать, а здесь немного иная суть.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Архип.Это я построил этот Храм ,но это на фото только начало .Сейчас там комплекс .Школа ,культурный центр .Много кружков по интересам и т. д.

    ОтветитьУдалить